Истории из жизни Шрилы Прабхупады

Истории из жизни Шрилы Прабхупады

Шрила Прабхупада и Розы

Шрила Прабхупада очень любил цветы, особенно розы. 
Как-то раз он сказал молодому Джаяпатаке: «Если ты будешь приносить мне цветок каждый день, я проживу долго. Можешь мне принести цветок, розу?» 
Джаяпатака очень сильно вдохновился этим, сказал: «Да» и пошёл за розой. Он заранее позвонил в цветочный ларёк, затем сказал президенту храма, что пошёл за розой для Шрилы Прабхупады, но тому эта идея не понравилась. 
Президент проворчал: «Ты, должно быть, в майе. Займись лучше чем-нибудь полезным». 

Джаяпатака ответил: «Прабхупада попросил меня принести ему розу, поэтому я так и сделаю. Я также сделаю всё, что вы мне скажете, но сперва я всё-таки достану для Прабхупады розу», и пошёл в цветочный ларёк, где его уже ждал хозяин ларька с розой. 
А когда он предложил её Прабхупаде, тот ответил: «Огромное спасибо!»

Из воспоминаний Е.С. Джаяпатаки Свами

В Нью Джерси было множество садов, и во время чтения джапы на улице я обнаружила, что у каждого дома был сад с розами. Никогда в своей жизни я не видела столько роз! Очень часто в соседних дворах можно было видеть небольшие статуи Богоматери Марии или других святых в обрамлении красочных, ароматных, рубиново-красных, ослепительно-розовых или ярко-жёлтых сортов роз. Я стала спрашивать различных садовников, можно ли сорвать несколько роз. Они оказывались дружелюбными людьми и разрешали рвать столько, сколько мне хотелось. Так я стала совершать регулярные обходы садов во время утренней джапы, всегда вежливо спрашивая разрешения нарвать роз. Мне никогда не отказывали. Люди, похоже, были счастливы, что красота их садов была замечена, а если кто спрашивал, зачем мне понадобились розы, я отвечала: для моего любимого дедушки, который был болен, но выздоравливал в соседнем доме на берегу моря.

Я ежедневно приносила 2-3 больших магазинных пакета роз и, найдя вазы и бутылки, разбросанные то тут, то там, начинала украшать комнату Прабхупады букетами. Поклонения Божествам ещё не было, но я была счастлива служить, таким образом Прабхупаде, как своему Божеству. Он любил розы, а я любила приносить их ему. 

Обычно я составляла 6-7 ваз для его личной комнаты и пару ваз для гостиной. Позже он стал сравнивать запахи различных роз. «Кажется, жёлтые — самые ароматные,» — так он иногда говорил. Ещё он говорил, что розы лечат, поэтому он клал розы себе на голову и лицо и глубоко вдыхал их аромат. Его комната всегда пахла сандалом и розами. Моё ежедневное занятие собирания роз было величайшим восторгом…

Из воспоминаний Говинда даси

Могущество Махапрасада

Шрутакирти прабху очень часто путешествовал вместе с Прабхупадой. Однажды, когда они летели в самолете, Прабхупада ел мури, дутый рис. После того, как он закончил, то передал его Шрутакирти, а тот, в свою очередь, поделил рис на двоих и стал есть его вместе со своим другом Парамахамсой Свами. 
В это время по проходу шла стюардесса. Дойдя до учеников Прабхупады, она удивленно спросила:

– Что это у вас?

Они ответили:

– Дутый рис.

– О! Выглядит очень хорошо!

И неожиданно стала кушать дутый рис прямо с их тарелок. Преданные не знали, что делать: стюардесса захватывает их еду! Но в то же время это ведь был махапрасад Прабхупады.

Стюардесса сказала: «Очень вкусно!» – и пошла дальше. Шрутакирти был шокирован: он никогда не видел и не ожидал от стюардессы подобного поведения. Он спросил Прабхупаду:

– Разве это не удивительно!?…

На этом история обычно заканчивалась. Но однажды, во время лекции в США, когда Шрутакирти рассказывал эту историю очередной раз, у нее появилось продолжение. В конце лекции один преданный-санкиртанщик поднял руку и попросил разрешения рассказать свою историю.
И начал рассказывать: «Когда я распространял книги в Южной Америке, в Венесуэле, я пришел в деревушку, которая располагалась в джунглях. Постучав в дверь одного дома, я был удивлен, когда навстречу вышла женщина… с тилакой, поприветствовала меня возгласом «Хари бол!» и пригласила войти. 
Когда я вошел в дом, то увидел множество книг Шрилы Прабхупады. Матаджи спросила: «Прасада не желаешь?».

Я был так поражен, что не мог не спросить: «Здесь же джунгли! Как Вы стали преданной?» 
На что она ответила: «Как-то раз я встретила Вашего духовного учителя в самолете, когда я была стюардессой, лет 20 назад».

Из лекций Шрилы Пурначандры Госвами

У них есть одно качество

Тамал Кришна Махарадж рассказывает один эпизод из своей жизни. 
Его увезли в больницу в Бомбее делать операцию. Сделали наркоз общий, сказали считать до десяти, он досчитал до семи и оказался в храме на Джуху, где он делал арати Радха Раса-Бихари, вернее храма тогда не было еще. Потом, вдруг он увидел Шрилу Прабхупаду. Шрила Прабхупада находился перед всеми предшествующими ачарьями и они у него спрашивали, как там идут дела, как там проповедь проходит и он давал им отчет. Он сказал любопытную вещь во сне Тамал Кришны Махараджа или в его трансе. 
Он сказал: „Я изучил людей этой планеты и я понял, что они абсолютно неспособны ни к каким аскезам, неспособны в принципе, что они не способны изучать Ведические писания, никаких шансов у них нет. И что у них нету ни намека на благочестие.” 

Все предыдущие ачарьи в полном шоке были от такого доклада. 
Потом Шрила Прабхупада сказал: „Но у них есть одно качество – так или иначе они способны принимать прибежище у моих лотосных стоп.” И все закричали: „Джай! Харибол!” 
Потом, когда он очнулся, он увидел у изголовья своей кровати Шрилу Прабхупаду, и Шрила Прабхупада сказал: „Я сразу примчался, когда узнал, что тебя в больницу забрали, чтобы быть с тобой.”
Тамал Кришна Махарадж рассказал ему этот сон. Шрила Прабхупада посмотрел на него, кивнул и сказал: „Так оно и есть.”

Его детство, Отец

Бывало, мы спали, а отец проводил арати. Динь-динь-динь, – мы слышали звон колокольчика, просыпались и видели, как отец склоняется перед Кришной…

Родной дом Абхая на Харрисон-Роуд, 151, находился в «индийском» районе Калькутты. Отец Абхая, Гоур-Мохан Дэ, торговал тканями. Это был купец среднего достатка, принадлежавший к аристократическому торговому сословию суварна-ваник.

Гоур-Мохан был чистым вайшнавом и воспитывал своего сына в сознании Кришны. Родители Гоур-Мохана тоже были вайшнавами, поэтому сам он никогда не прикасался к мясу, рыбе, яйцам, чаю и кофе.

Светлокожий Гоур-Мохан обладал мягким и сдержанным характером. Вечером, закрывая свой магазин тканей, он ставил на пол посреди комнаты чашку с рисом, для того, чтобы крысы, наевшись вдоволь риса, не грызли от голода ткань. Возвратившись домой, он читал Чайтанья-Чаритамриту и Шримад-Бхагаватам — основные Священные писания бенгальских вайшнавов, а затем повторял джапу на своих четках и поклонялся Божеству Господа Кришны. Он был добрым и мягким и никогда не наказывал Абхая. Даже когда нужно было сделать Абхаю замечание, он извинялся:

– Ты мой сын, поэтому я должен сделать тебе замечание. Это мой долг. Даже отец Чайтаньи Махапрабху наказывал Его, поэтому не обижайся.

Шрила Прабхупада: Доход моего отца составлял не более двухсот пятидесяти рупий, но мы никогда ни в чем не нуждались. Когда мы были еще детьми, во время сезона манго мы, играя, бегали по дому и хватали манго, не прерывая игры. Манго мы могли есть весь день. Нам не нужно было даже спрашивать разрешения.

Моему отцу не составляло труда обеспечивать нас пищей, – дюжина манго стоила одну рупию. Хотя мы жили просто, у нас всего было в достатке. Мы относились к среднему классу, но при этом каждый день принимали четверых или пятерых гостей. Отец выдал замуж четырех дочерей, и это не обременило его. Может быть, мы жили не так уж богато, но у нас всегда были пища, кров и одежда. Каждый день отец покупал два с половиной литра молока. Он не любил делать мелкие покупки, поэтому весь уголь закупал сразу на год вперед — целый воз.

У нас было счастливое детство. Мы не могли себе позволить купить автомобиль, но это не омрачало нашего счастья. Мой отец часто говорил: “У Бога десять рук. Если Он захочет забрать у тебя что-нибудь, то сколько ты сможешь удержать двумя руками? А если Он захочет дать тебе что-нибудь из Своих десяти рук, то сколько ты сможешь взять своими двумя?”

Отец поднимался довольно поздно, около семи или восьми. После утреннего омовения он отправлялся за покупками, а затем, с десяти до часу дня, проводил пуджу. После этого он обедал и шел в свой магазин. В магазине отец немного отдыхал в течение часа. 

Домой он возвращался в десять вечера и снова проводил поклонение. Это было его главным занятием. Он немного торговал для поддержания семьи, но важнее всего для него была пуджа. Бывало, мы спали, а отец проводил арати.
Динь-динь-динь, – мы слышали звон колокольчика, просыпались и видели, как отец склоняется перед Кришной.

Гоур-Мохан хотел, чтобы Абхай стал вайшнавом, чтобы он служил Радхарани, проповедовал Бхагаватам и овладел вайшнавским искусством игры на мриданге. Регулярно принимая садху в своем доме, он обращался к ним с просьбой: “Пожалуйста, благословите моего сына, чтобы Шримати Радхарани была им довольна и одарила его Своею милостью”.

Отец и сын любили гулять вместе — они наслаждались обществом друг друга. Иногда, экономя пять пайс на трамвайных билетах, они проходили пешком пятнадцать километров до Ганги. На берегу они обычно видели йога, который уже много лет неподвижно сидел на одном месте. Однажды, придя там, они увидели, что на том же самом месте сидит сын йога, унаследовавший место отца, а вокруг толпятся люди. Гоур-Мохан дал йогу пожертвование и попросил благословения для Абхая.

Прабхупада-лиламрита

Теперь поезжайте!

Однажды Шрила Прабхупада приехал из Индии в Нью Маяпур, расположенный во Франции. Его сопровождали секретари и слуги. Преданные были счастливы и устроили грандиозный праздник с гуру пуджей и роскошным пиром. Мы всегда очень радовались, когда приезжал Прабхупада.

Случилось так, что одна девушка, сопровождавшая Шрилу Прабхупаду, по имени Илавати, очень сильно заболела. У неё была то ли малярия, то ли холера. Она пришла в храм, и преданные послали её в больницу. Когда Шрила Прабхупада услышал, что Илавати даси лежит в больнице, он позвал к себе руководство и попросил, чтобы ему дали машину. Он хотел её навестить.

Разнеслась молва: Прабхупада едет в больницу. И преданные начали подруливать на своих лимузинах. Собрался целый караван желающих его сопровождать, огромное количество машин. И когда Шрила Прабхупада услышал, что все готовы, он сказал: “Теперь поезжайте”.

Таким образом он дал понять, что преданные очень заботились о нем, но забыли о своей духовной сестре. Однако подлинное служение гуру означает также служение садху.

Шрила Прабхупада попросил преданных предоставить ему машину. Но в действительности он хотел, чтобы мы поехали туда сами. Поэтому, когда все собрались, он сказал: “Теперь поезжайте”.

Этот пример показывает, что поклонение гуру и Кришне заключается в служении садху. Если мы как следует заботимся о садху, естественным образом наши отношения с Кришной будут здоровыми.

Билет до Курукшетры

Как-то в Бомбее Шрила Прабхупада предложил Бхагавад-Гиту Индусу за 75 рупий. 
Индус сказал: „Кришна рассказал БГ бесплатно.” 
Прабхупада сказал: „Нет, нет, БГ стоит 75 рупий.” 
Индус снова сказал: „Киршна рассказал БГ бесплатно.” 
Прабхупада снова сказал: „Нет, ты должен заплатить 75 рупий.” 
Тот твердил свое: „Кришна рассказал БГ бесплатно.” 
Тогда Прабхупада сказал: „А где Кришна рассказал БГ?” 
Индус говорит: „Ясное дело, все знают — на Курукшетре.” 
Прабхупада сказал: „Ну вот, Курукшетра далеко, билет от Бомбея до Курукшетры стоит 75 рупий”

Я думаю, что Жук голоден

Сейчас весна 1973 года в Нью Двараке. Шрила Прабхупада звонит в свой колокольчик. Я без промедлений прихожу в его комнату и предлагаю свои поклоны. Когда я поднимаюсь, глаза Шрилы Прабхупады расширились. Он посмотрел на меня с огромным значением и указал на пол около моих ног, говоря: «Ты видишь этого жука?» Осмотревшись вокруг, через несколько мгновений, я наконец заметил маленькое насекомое. Я кивнул головой в знак согласия, не имея представления о том, что последует за этим.

Очень с большой серьезностью Его Божественная Милость сказал: «Я наблюдал за этим жуком уже некоторое время и он не шевельнулся. Я думаю, что он голоден. Возьми цветок-прасадам и отнеси его на улицу. Положишь его на растение, для того, чтобы он смог питаться».

Я немедленно сделал то, о чём меня попросил мой самый милостливый Гуру Махарадж и вернулся в свою комнату. Никто из нас никогда больше не говорил об этом жуке. Это было просто ещё одним замечательным проявлением того, насколько милостливым является чистый преданный. Не имеет значения, насколько мы являемся незначительными. Если мы удачливы до такой степени, чтобы нам мелькнуло великолепие сияние нитья-сиддхи, наша жизнь будет иметь чрезвычайную пользу. Я видел его сострадание много раз до того, как это происшествие удивило даже меня.

Сейчас, видя даже малейшее насекомое, я не могу не думать о моём возлюбленном Шриле Прабхупаде. Его Божественная Милость является недискриминационно милостливым.

Он затратил своё время, чтобы трансцендентно уменьшить страдание одного из самых маленьких живых существ.

История от Е.М. Шрутакирти Прабху

Способность видеть Кришну повсюду

Мы должны учиться зависеть от Кришны. На самом деле Кришна всегда ведет нас как Сверхдуша, но из-за своей забывчивости мы не понимаем, что Кришна — наш вечный друг. По мере развития сознания Кришны человек начинает понимать, что Кришна никогда не расстается со Своими преданными — не только со Своими преданными, но и с непреданными тоже. Однако преданные могут распознать Его присутствие, а непреданные не могут.

По мере продвижения в сознании Кришны ты будешь видеть Кришну повсюду. Не только на берегу реки, но также и на улицах, в деревьях, фонарных столбах и так далее. Чем чаще ты будешь видеть Кришну во всем, тем, стало быть, ощутимее твой прогресс в осознании Кришны. На самом деле вокруг нас нет ничего кроме Кришны. Так говорит Гита. Он — вкус воды, свет луны, аромат цветка, свет солнца, звук в небе, сила сильного и так далее. Поэтому всякий, кто действительно развивается в сознании Кришны, способен видеть Кришну повсюду. На любой стадии жизни — кто может скрыться от света солнца или луны, от аромата цветов, от вкуса воды, от грома в небе и так далее? Нужно лишь понять, что все это разнообразие жизни есть Кришна. Без Кришны нет ничего. Просто под влиянием майи мы забыли об отношениях Кришны со всем сущим. 

Из письма Шрилы Прабхупады Кришне-деви, 21 декабря 1967.

Как я мог его остановить, если он о Кришне говорил…

К Шриле Прабхупаде однажды пришел майавади. Он пришел только для того, чтобы поругать его перевод «Бхагават-Гиты».

Он знал санскрит, и сказал: «Свамиджи, можно я укажу Вам на Ваши ошибки в переводе?».

Прабхупада ответил: «Конечно!»

Преданные собрались в наслаждении, в предвкушении того, как Шрила Прабхупада с ним разделается. А майавади стал говорить: «Вот смотрите: Вы пишете здесь «Кришна», а в стихе про Кришну ничего не говорится. <…> Здесь написано «Йога», Вы пишите «Преданное служение Кришне». Там говорится: «Карма», вы опять пишите «Преданное служение Кришне».

Шрила Прабхупада говорит: «Да, правда? Интересно!… А где ещё?»

Майавади стал листать «Бхагават-Гиту» до 18 главы, а у преданных лица вытягивались всё больше и больше — «Когда же Прабхупада его наконец остановит?».

В течение часа тот показывал ему разные стихи: «Здесь «Кришны» нет, а вот тут «Кришна», тут «Кришна», и тут «Кришна».

Шрила Прабхупада вежливо с ним распрощался, попросил накормить его прасадом. Ученики обратились с немым вопросом «Почему вы его не остановили», и кто-то задал этот вопрос.

Шрила Прабхупада ответил: «Как я мог его остановить, если он… о Кришне говорил постоянно!!!»

Как он пил воду

Однажды, продемонстрировав своё искусство пить воду, Прабхупада сказал мальчику, наблюдавшему за ним: «Ты так не сможешь».

Одна из причин, почему пить надо так — соблюдение чистоты; ни губами ни ртом нельзя касаться краёв сосуда. Прабхупада лил воду в рот и глотал, затем отводил стакан назад, не пролив ни капли.

В Индии вода, налитая в глиняные горшки, остаётся прохладной. На западе вода иногда подаётся со льдом. Однажды, когда Прабхупада попросил воды, слуга спросил: «Вы хотите холодную воду?» Прабхупада ответил: «Вода означает — холодная вода».

И вода должна быть накрыта. В Индии оставлять сосуд с водой открытым, сказал он, значит «подписывать себе смертный приговор». На западе ёмкости с водой тоже должны накрываться.

Он мог отличать разные вкусы воды. Мы старались найти для него лучшую воду из особых источников, например, колодец Бхагатиджи во Вриндаване. 

Он выпивал достаточно много воды для поддержания здоровья и пищеварения. Он рассказывал о воде, когда мы сидели в его комнате, глядя, как он пьёт воду. Но нельзя было набирать для него воду в ванной! Прадьюмна дас спросил, как можно различить, что вода взята в ванной, если человек не знает, откуда она взята. Прабхупада сказал, что эта вода подействует на ум, даже если вы не знаете, откуда она взята, потому что ванная и туалет — нечистые места…

Сострадание Прабхупады к падшим ученикам

Шрила Прабхупада часто демонстрировал желание обращаться со своими учениками как можно более внимательно и заботливо. Это желание распространялось даже на учеников, которые совершали падение или оставляли преданное служение. Однажды, после падения одного ученика, который был достаточно известным санньяси, Шрила Прабхупада очень расстроился, узнав, что секретарь этого санньяси разгласил подробности его падения.

«Возможно, что из-за тебя он не сможет теперь вернуться», — сказал Шрила Прабхупада. Он объяснил, что данный инцидент — это личное дело духовного учителя и ученика, к которому могли иметь отношение лишь несколько других преданных, которых можно было бы об этом известить. Прабхупада сказал, что если бы отношение к этому случаю с самого начала было таким, тогда вероятность того, что ни смогли бы помочь падшей душе, была бы намного больше: он смог бы вернуться, и преданные приветствовали бы его возвращение. Однако широкая огласка его провинности привела к тому, что из-за своей гордости этому человеку будет намного труднее вернуться.

Таким образом, в этом примере Шрила Прабхупада продемонстрировал ещё один аспект своего наставничества, ещё одну сторону своей преисполненной сострадания трансцендентной личности.

Шрутакирти дас, Рамешвара Свами, интервью, «Нектар Прабхупады»

Абсолютная природа любого служения Кришне

Однажды в письме Говинде дасу Шрила Прабупада подчеркнул важность распространения книг и сказал, что другие программы должны быть сведены к минимуму. Когда это письмо разошлось по храмам, несколько преданных написали Прабхупаде, спрашивая, действительно ли они должны урезать существующие программы, в частности поклонение Божествам и другие формы проповеди. В своём ответе Прабхупада подчеркнул абсолютную природу любого служения в сознании Кришны.

«Суть в том, что в любой деятельности мы должны хотя бы немного руководствоваться здравым смыслом. Например, женщина никогда не забудет хорошо нарядиться, несмотря на многочисленные домашние обязанности, ибо такова её природа. Поклонение Божествам и лекции в колледжах столь же важны, как и распространение книг. Таким образом, все эти виды служения должны проходить на должном уровне, но при этом также должны распространяться книги. Мы не должны жертвовать чем-то одним ради чего-то другого, и для этого требуется немного здравого смысла. На самом деле, нужно заниматься служением Кришне круглые сутки, и всё должно делаться совершенно «.

«Что касается твоего вопроса по поводу споров между преданными, моим продвинутым ученикам не пристало этим заниматься. Это – детский сад. В служении Кришне нет высшего и низшего. Поклонение Божествам так же важно, как и распространение книг. Это не материально… Вы должны понимать важность каждого вида преданного служения. Не порождайте ошибочных представлений, принижая какую либо духовную деятельность…

Тот, кто проводит различия между разными видами служения, считая один выше, а другой ниже, не понимает ценности преданного служения. Любое служение трансцендентно. То служение, которое очень уместно, и должно считаться очень возвышенным. Например, Махараджа Парикшит слушал Шукадеву Госвами. Это – шраванам… Поэтому, любой преданный, выполняющий один из девяти видов преданного служения, в трансцендентном смысле достоин прославления. 

Кто-то может гордиться, что его служение – самое лучшее, и в этом нет ничего плохого. Каждый должен гордиться тем видом преданного служения, которым он занимается, но это не означает, что другие виды служения ниже. Каждый должен гордиться тем, что является искренним слугой Кришны, однако чистый преданный никогда не умаляет значения других преданных. 

Кришна наслаждается самыми разными видами служения преданных, а не каким-то одним».

«Нектар Прабхупады» Сатсварупа дас Госвами

Он на самом деле знает, как обходиться с людьми!


В октябре 1971 года мои родители приехали ко мне в Калькутту. 
Пока Шрила Прабхупада разговаривал со учениками в своих апартаментах, туда вошли мои родители.
Шрила Прабхупада тепло принял их. Некоторое время послушав его речь, они завели разговор о цели своего визита — они хотели забрать меня назад.

Шрила Прабхупада сказал: «Я не против. Спросите своего сына».

Я сказал: «Я хочу остаться со Шрилой Прабхупадой».

«Мы хотим открыть фонд на имя Гирираджа», сказал мой отец. «И хотим, чтобы он приехал и подписал соответствующие бумаги».

«Вы можете переслать их сюда», ответил Прабхупада. «Он может подписать их здесь.

Мои родители сказали, что не против моего пребывания в Движении, но они не хотели, чтобы мое здоровье ухудшилось. Поэтому они предложили, чтобы я жил где-то недалеко от дома.

Шрила Прабхупада сказал: «Не беспокойтесь, я лично позабочусь о нем».

Мои родители все еще сомневались, поэтому Шрила Прабхупада сказал: «Пусть он побудет со мной в Индии еще несколько месяцев, а я о нем лично позабочусь. Потом, когда я в апреле вернусь в Америку, он сможет приехать вместе со мной». 
Когда мои родитель несколько успокоились, я сказал: «Представляете насколько умен Шрила Прабхупада. Зимой, когда в странах Запада холодно и сумрачно, Шрила Прабхупада живет в Индии. А летом, когда там солнечно и тепло, он едет туда».

Мой отец оживился и подтвердил: «Да, он очень разумен».

Шрила Прабхупада сказал: «Нет, это ваш сын – он понимает мою стратегию».

Отец сказал: «Нет! На самом деле вы очень разумны».

Шрила Прабхупада ответил: «Да, я должен быть разумным. В противном случае разве мне удалось бы привлечь столь много разумных людей как ваш сын?»

Мама все еще думала о моем здоровье и переживая, заплакала.

Чтобы развеселить ее Шрила Прабхупада дал ей сандеш (молочные сладости). Сначала мама отказывалась, но мягкое упорство и настойчивость сделали свое дело.
Он сказал ей: «Эти сладости – сандеша и расагула – изготовлены из сыра и поэтому богаты протеином». 
Затем, обратившись ко мне, он добавил: «Гирирадж, ты должен съедать по крайней мере пару дюжин сандеши и расагуллы каждый день. Тогда ты станешь сильным и здоровым». 
Шрила Прабхупада уверил моих родителей: «Я лично позабочусь о том, чтобы у него было достаточно сандеш. Не беспокойтесь». Все были довольны и обрадованы столь теплым обхождением Шрилы Прабхупады. Выходя из комнаты, отец заметил: «Я могу сказать две вещи о твоем Прабхупаде. Он великолепный организатор и на самом деле знает, как обходиться с людьми». 

А в это время секретарь Шрилы Прабхупады изумился: «Шрила Прабхупада, вас любят все без исключения!»

«Да», сказал он, «потому что я всех люблю».

Из книги «Взращивая росток» Гирираджа Свами 

Подарки для Прабхупады

Прабхупада всегда принимал от учеников подарки, даже если они были неподходящими или даже вообще неприемлемыми, и затем использовал эти подарки, чтобы преданное служение учеников было принято Кришной. Но иногда непреданные, видя фотографии Шрилы Прабхупады, думают, что Шрила Прабхупада наслаждался материальной роскошью в виде подарков учеников. 
Особенно непреданные критиковали Шрилу Прабхупаду за то, что у него на руках было несколько колец, а также его «золотые» часы. В какой-то момент Шрила Прабхупада носил два или три кольца, и одно из них было очень недорогим. Это кольцо Прабхупаде подарил один преданный, и Прабхупада носил его некоторое время в знак благодарности за подарок.
Когда в продаже появились первые электронные часы, Шьямасундара подарил такие Шриле Прабхупаде, и это считалось предметом роскоши. На самом деле, эти часы не работали. Прабхупада возил их в чемодане некоторое время, а потом где-то оставил. Обычно он принимал подарок, пользовался им некоторое время или, по крайней мере, возил некоторое время с собой, и затем дарил одному из своих учеников. Даже сегодня у некоторых удачливых учеников хранятся ювелирные украшения и другие предметы, подаренные им Шрилой Прабхупадой. Иногда Прабхупада отдавал подарки настолько быстро, что даритель был несколько разочарован. 

Бхуриджана дас, например, подарил Прабхупаде тяжёлый позолоченный браслет с гравировкой, когда Прабхупада приехал в Гонконг. Вскоре Прабхупада отдал браслет другому ученику, Бхагавану Госвами, и Бхуриджанан вначале был расстроен. Но в конце концов он понял, что это ещё одна форма милости Прабхупады ко всем преданным. Поэтому те, кто не понимал отрешённости Прабхупады и его любовных взаимоотношений с учениками, иногда неправильно понимали, почему Прабхупада носит несколько колец или золотые украшения. И хотя Прабхупада понимал, что существует риск того, что кто-то неправильно это воспримет, в большинстве случаев он всё-равно принимал подарки, поскольку знал, что, будучи представителем Кришны, он должен это делать, и затем использовал подарки в служении Кришне.

«Нектар Прабхупады» Сатсварупа дас Госвами